среда, 16 июля 2008 г.

ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ЕЁ ТИПЫ

Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся или чего-то достичь, или чего-то избежать. В узком содержании «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) с помощью трудовой деятельности. В структуру мотивации труда входят:
• потребность, которую хочет удовлетворить работник;
• благо, способное удовлетворить эту потребность;
• трудовое действие, необходимое для получения блага;
• цена - расходы материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, то есть всей совокупности свойств, которые влияют на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы) и личностного (мотивационного) потенциала. Мотивационный потенциал играет роль пускового механизма, который определяет, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности.

Очевидно, что связь мотивации и результатов труда опосредствована естественными способностями и приобретенными навыками труда, но именно мотивация - источник трудовой деятельности личности.

К духовным мотивам относятся:
1. Стадность (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерный для восточного (японского) стиля управления персоналом, групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура и так далее Для работников прежнего СССР данный мотив доныне является существенным фактором в выборе места работы и ценностных ориентациях.
Потребность «работать в красивом коллективе», по мнению многих социологов, доныне входит в лидирующую группу ориентации работника.
2. Мотив самоутверждения характерен для многих работников, преимущественно молодого и зрелого возраста. По Герцбергу он является собственно мотивирующим фактором сотрудников высокой квалификации.
3. Мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и высшими заработками ради установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес». Опыт организации кооперативов еще во времена СССР и становления бизнеса в Украине подтверждает силу и значимость данного мотива. Значительная часть кооперативов и предпринимателей оставили стабильную и временами высокооплачиваемую работу ради рискованного бизнеса, который дает сначала только одно, - самостоятельность.
4. Мотив надежности (стабильность) - собственно говоря, мотив самостоятельности с противоположным знаком. Если в первом случае работники отдают преимущество риску, активный поиск новых видов деятельности, то во втором - преимущество отдается стабильности бытия и деятельности. Как показывают социологические исследования, в основе ностальгии по прошлому в большинства опрошенные лежит именно стабильность, существование которой характерно для прошлой системы. В силу разных причин (исторических, этнических и так далее) частица украинцев, которые ориентируются на надежность и стабильность, существенно выше частицы тех, кто отдает преимущество риску и предпринимательству. Именно в этом заключаются много причин длительного перехода к рыночной экономике.
5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей и так далее) лежит в основе многих элементов рыночного менеджмента, и в первую очередь маркетинге. На нем построена система сотворения материального мира в экономически развитых странах. Именно он используется производителями новых товаров и услуг, а другие мотивы - временами лишь оболочка.
6. Мотив справедливости пронизывает всю историю развития человеческой цивилизации. Сколько лет существует человечество, столько лет идет полемика о том, что справедливо, а что несправедливо в этом обществе. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости, несоблюдение которой ведет к демотивации работников, а временами и к катаклизмам. История многоразово подтверждала эту истину, подтверждает и в настоящий момент. С этой проблемой столкнулись много предприятий в Украине в ходе приватизации, последствия которой ощутимые доныне. Опыт Германии, Италии и других стран показывает важность этого мотива даже для стран с богатой рыночной историей и более длительной адаптацией к неравенству по сравнению с Украиной.
7. Мотив соревнования - один из самых сильных мотивов, которые действовали при всех временах. Определена степень выражения состязательности генетически присущая каждому человеку. Мотив соревнования — основа организации соревнования на предприятии. При этом важно учитывать следующие принципы:
— дифференциация людей которые соревнуются по группам, близкими по условиям, характером производства и т.д.;
— одинаковая система показателей;
— определение мест занятых всеми кто соревнуется;
— сурово дифференцированно поощрение победителей; при “выигрыше” призовых мест зарплата должна увеличиваться не менее чем на треть.
При соблюдении этих принципов система «норма труда — оплата труда — замещается системой «норма труда - соревнование - оплата труда», который существенно мотивирует работников.

Типы мотивации работников:
«Инструментально» мотивированный работник ориентированный на «голый» заработок, желательно наличностью и немедленно. Он противник других форм поощрения, индифферентный к форме собственности и работодателю.

Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей знаний и возможностей. Его волнуют содержание труда и характер работы, у него типично развито профессиональное достоинство.

«Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижения равенства, социальной гармонии и так далее.

«Хозяйская» мотивация основана на достижении и увеличении собственности, богатства, материальных благ и тому подобное Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация, ему достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически не ограничены.

Люмпенизированный работник отдает преимущество уравнительному распределению материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и недовольства порядком распределения благ в обществе, но он не любит ответственность, индивидуальные формы труда и распределения.

Комментариев нет: